Конкурс для образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты 2019г.

Наименование проекта

«Педагогические средства социокультурного развития младших школьников: социокультурно-образовательный дневник как модель формирования УУД»

Анализ социокультурной ситуации

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н.Н. Яковлева. расположена в центре города Олекминска. В начальной школе в 2018-2019 учебном году обучается 349 учеников, 12 классов- комплектов. Средняя наполняемость классов составляет 27 человек. В непосредственной близости от здания школы расположены социальные объекты: ОДШИ, детская библиотека, типография, НКЦ «Гармония», ЦТРиГОШ, РДЮЦ. Окружающая школу социальная  среда оценивается как благоприятная и позволяет наладить взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями различных типов и видов.

Школа работает в 5-дневном режиме для учащихся 1-х классов и в 6- дневном режиме для учащихся 2-4 классов. Режим работы – одна смена: с 8.30- 14.10.

В социальном составе семей обучающихся преобладают семьи служащих и рабочих – 72%. Незначительна доля предпринимателей, большинство из которых относятся к мелким предпринимателям - 20%. Отмечен рост числа временно безработных семей – 8%.

Обучение ведется на русском языке.  За счет часов компонента образовательного учреждения ведется преподавание  якутского языка как государственного со 2- 4 классы. Благодаря кадровому обеспечению в школе успешно реализуется программа «Музыка для всех».

Образовательное учреждение является инновационой площадкой муниципального уровня «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читаем вместе».

 В соответствии с приоритетными задачами в области образования, обозначенными в  инициативе « Наша новая школа» и ФГОС НОО по направлению психолого - педагогического сопровождения в начальной школе в 4-х классах  с 2017 г.реализуется проект:

«Образовательная кинезиология в практике психолого- педагогического сопровождения учащихся младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС» совместно с  МБУ ДО «РДЮЦ»  МР «Олекминский район» РС(Я).

Начальная школа укомплектована кадрами на 100%. Численность педагогических работников начальной школы составляет 12 человек (12 классов- комплектов).

Педагогический состав:

Всего педагогов

Из них с высшим /сред.спец образованием

Высшая кв. категория

1 кв. категория

СЗД

б/к

12

11

1

3

4

2

3

 Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и представлено двадцатью видами кружков, секций, студий.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

Сегодня при реализации внеурочной деятельности учителя сталкиваются с разными проблемами, одной из которых является отсутствие методического инструментария по отслеживанию сформированности УУД младшего школьника. И что бы выявить основные трудностями данной проблемы, мы провели опрос. Результаты анкетирования показали, что для успешной реализации дополнительного образования в школе необходима помощь учителю в виде разработанных методических систем, которые помогут реализовать новые направления в творческом развитии младших школьников.

При анализе результатов 2-4 классов школы диагностики уровня воспитанности по авторской концепции М.И. Шиловой  «Формирования  оценки нравственных качеств личности» за два года были выявлены низкие показатели в разделе «Патриотизм». Участниками данной диагностики являются учителя, родители, ученики.




 Проблематика проекта

 

В настоящее время отдельные аспекты социокультурного развития младших школьников освещаются достаточно широко. Изучение практической деятельности учителей начальных классов выявило, что многие из них затрудняются в понимании этих вопросов, а также в разработке действующих методов через которых бы реализовалось формирование УУД и необходимый инструментарий для отслеживания.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между гуманистической концепцией образования, диктующей необходимость создания педагогических условий для свободного социокультурного развития младших школьников и реальной педагогической практикой, не вооруженной необходимым для реализации этого требования инструментариями.

Философские основания

Развитие образования - неотъемлемая часть стратегии общенационального развития, формирование которой начинается с детского сада и продолжает свое развитие на начальном, основном и среднем этапах образования.  На современном этапе развития образования стоит задача создание условий для индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности. 

Образовательная цель проекта - Разработка  модели дневника школьника, позволяющего педагогам начальной школы эффективно использовать при формировании и отслеживании ключевых компетенций, с целью социокультурного развития младших школьников.

Задачи проекта:

§ изучить состояние проблемы социокультурного развития младших школьников в педагогической теории и практике (по теории социокультурной динамики, закономерности культурных процессов и создание культуротворческой образовательной среды, философию образования и культуры, культурно-историческую концепцию развития психики, теорию и технологии воспитательного процесса);

§ разработать и теоретически обосновать социокультурно-образовательный дневник школьника, включающий разделы: «Кругом родные все места», «Книга – лучший друг и учитель», «Театральные встречи», «Музейное зазеркалье», «Семейные традиции и праздники».

§ в ходе инновационной работы реализовать социокультурно-образовательный дневник младшего школьника и инструментов для отслеживания с целью выявления его эффективности;

§ повысить педагогическую компетентность родителей в рамках данного проекта;

§ разработать практические материалы и рекомендации для педагогов начальной школы по обозначенной проблеме.

 

Психологическая концепция

Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий мир. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе специального взаимодействия. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

Содержание образования

 В первой части проекта представлен анализ социокультурной ситуации. Общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №1 им.Н.Н.Яковлева» г.Олекминска в современной социокультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как основная социокультурная база, на основе которой осуществляется формирование воспитания, развитие младших школьников.

Целью проекта является создание и разработка модели дневника школьника  и инструментария по формированию универсальных учебных действий младшего школьника с учетом регионального компонента в рамках проекта «Социокультурно-образовательный дневник школьника».

Основными задачами данного проекта являются:

разработка и обоснование социокультурно-образовательного дневника школьника и практических материалов и рекомендаций для педагогов начальной школы.

Разработаны этапы реализации данного проекта по годам, предполагающие реализацию основных задач:

ü разработка инструментария, методических рекомендаций;

ü освоение педагогами эффективных образовательных технологий с направленностью на развитие ключевых компетентностей воспитанников;

ü повышение педагогической компетентности родителей в рамках данного проекта;

ü создание модели и диагностического инструментария для эффективного использования при формировании и отслеживании ключевых компетенций младшего школьника;

 

Этапы реализации проекта

1этап  с 1 сентября

§  анализ научно-методической литературы по данной

проблеме;

§   подготовка педагогического коллектива по ведению инновационной деятельности.

§  создание инициативной и творческих групп для разработки

первичной модели проекта, для генерирования идей.

§  изучение аналогичного опыта работы в регионе и вне;

§  создание программ дополнительного образования;

§  разработка инструментария, методических рекомендаций;

§   материально-техническое оснащение проекта

2 этап  (с 1 июня 2019 года по 30 мая 2020 года)

§  реализация проекта;

§  анализ эффективности инновационной модели ОУ;

§   усовершенствование материально-технической базы;

§  освоение педагогами эффективных образовательных технологий с направленностью на развитие ключевых компетентностей воспитанников;

§  изучение эффективности нововведений и характеристик образовательной среды;

3 этап этап  (с 1 июня 2020 года по 30 мая 2021 года)    и

4-й этап  (с 1 июня 2021 года по 30 мая 2022 года)

§  анализ эффективности инновационной модели ОУ;

§  обобщение и презентация опыта инновационной деятельности;

§  распространение опыта работы по теме инновационной деятельности;

§  разработка методических рекомендаций, оформление методических пособий, инструментариев, размещение информации на сайте школы.

5-й этап  (с 1 июня 2022 года по 30 мая 2023  года)

§  создание модели и диагностического инструментария  для эффективного использования при формировании и отслеживании ключевых компетенций младшего школьника;

§  проведение диагностических исследований;

§  обработка, анализ и интерпретация полученных результатов;

§  ознакомление коллектива с результатами исследований, определение проблем, причинно-следственных связей и перспектив совместной деятельности;

 

Дорожная карта реализации проекта

Дорожная карта реализация проекта

Сроки

Ожидаемый результат

Нормативный документ

Задача 1. Изучить состояние проблемы социокультурного развития младших школьников в педагогической теории и практике

 

Мероприятие  1. Разработка механизмов деятельности проекта.

                 

с 1 сентября 2018 года по 20 мая 2019 года

Определение концепции и путей решения и проблемы социокультурного развития младших школьников.Хочу такой сайт

Создание механизма деятельности проекта.

                   

Положение, приказы,

Методические рекомендации

Мероприятие 2. Изучение методической литературы.

Повышение методической компетентности.

Мероприятие 3. Анкетирование учителей.

Реализация путей решения проблемы отсутствия методического инструментария по отслеживанию сформированности УУД младшего школьника.

Мероприятие 4. Методический семинар.

Повышение методической компетентности.

Задача 2. Разработать и теоретически обосновать социокультурно-образовательный дневник школьника.

 

Мероприятие  1. Разработка дневника

             

с 1 июня 2019 года по 30 мая 2020 года

Модель социокультурного дневника школьника.

     

Протокол заседания МО начальных классов об утверждении социокультурного дневника

Мероприятие 2.

Привлечение партнеров из социальных институтов для реализации проекта;

 

Участие в акциях, экскурсиях, трудовых десантах.

 

Задача 3. Реализация социокультурно-образовательную дневник младшего школьника

 

Мероприятие 1.

Заседание родительского клуба

             

с 1 июня 2020 года по 30 мая 2021 года

 

Привлечение родительской общественности к реализации данного проекта.

Планирование совместной деятельности, родительские собрание, культурные общегородские мероприятия.

         

Протокол родительского собрания.

Задача 4. Повышение педагогической компетентности родителей в рамках данного проекта;

 

Мероприятие 1.

Совместная деятельность семьи и школы во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта.

           

с 1 июня 2021 года по 30 мая 2022 года

 

Получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;

Повышение культуры чтения в семье, и возрождение традиций семейного воспитания.

 

Задача 5. Разработка практических материалов и рекомендаций для педагогов начальной школы

 

Мероприятие 1.

Проведение диагностических исследований и

обработка;

                     

с 1 июня 2022 года по 30 мая 2023  года

 

Создание модели и диагностического инструментария для эффективного использования при формировании и отслеживании ключевых компетенций младшего школьника.

Анализ и интерпретация полученных результатов.

                 

Протокол заседания МО начальных классов об итогах реализации проекта.

Мероприятие 2.

Ознакомление коллектива с результатами исследований, презентация;

 

Определение проблем, причинно-следственных связей и перспектив совместной деятельности.

 

Предполагаемые результаты

·      Возможность социально – культурного развития в условиях сельской провинции.

·      Овладение культурно – образовательными навыками.

·      Приобщение  к культурному наследию.

·      Призовые места в конкурсах исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь», краеведческих проектов на базе Детской районной библиотеки, РДЮЦ.

·      Качественный уровень подготовки и показа ярких интересных театральных постановок, номеров и программ обучающихся. Умением держаться на сцене. Владение грамотной речью, четкой дикцией.

·      Взаимодействие работы с родителями в формировании универсальных учебных действий школьников, активное участие родителей в мероприятиях, в рамках реализации проекта.

·      Повышение культуры семейного чтения.

·      Приобщение участников проекта к культурному наследию родного района, Республики, России.

·      Повышение методической компетенции учителей начальных классов.

·      Разработка инструментария сформированности УУД, обновление материально – технического оборудования.

·      Активное использование в педагогической деятельности учителей МБОУ «СОШ №1» и Олекминского района разработанного и рекомендованного Экспертным советом МКУ «УООР» РС(Я) инструментария по отслеживанию сформированности УУД.

·      Сформирован инновационный опыт:

-   социально – культурного развития младших школьников: социально – образовательный дневник как модель формирования УУД.

-   по отслеживанию сформированности УУД.

 

Критерии оценки предполагаемых результатов

ü Количество детей задействованных в проекте – 100%.

üКоличество исследовательских работ – 100%.

üРезультативность участия в различных уровнях:

- международный

- всероссийский

- республиканский

- муниципальный

- школьный 

üДоля семей активно участвующих в реализации проекта – 70%.

üЭффективность использования рабочего инструментария.

üСформированность личностного УУД.

Кадровое обеспечение проекта

Руководители проекта:

Акишева Л.А. –учитель нач.классов,

Участники проекта: 

Классные руководители 1-4 классов, обучающиеся 1-4 классов, родители

Финансовое обеспечение проекта:

Источники и объемы финансирования (бюджетные, внебюджетные)

Источниками финансирования являются бюджетные и внебюджетные средства ОУ. Планируется привлечение средств от социальных партнеров, меценатов.

2018 – 2019 уч.год: 50680 – 00 (пятьдесят тысяч шестьсот восемьдесят рублей)

2019 – 2020 уч.год: 557480 - 00 (пятьсот пятьдесят семь тысяч четыреста восемьдесят рублей)

2020 – 2021 уч.год:  248160 - 00 (двести сорок восемь тысяч сто шестьдесят рублей)

2021 – 2022 уч.год: 248160 - 00 (двести сорок восемь тысяч сто шестьдесят рублей)

2022 – 2023 уч.год: 248160 - 00 (двести сорок восемь тысяч сто шестьдесят рублей)

 

Объемы финансирования: 1352640 - 00 руб (один миллион триста пятьдесят две тысячи шестьсот сорок рублей)

 

 

 

Проект СОШ1 ИОП новый.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».